ЭД490 и другие. Новинки Смоленского завода КДМ. Журнал «Коммерческий транспорт и технологии», март-апрель

«Для процветания предприятия и реализации поставленных целей мы разработали долгосрочную стратегию минимум на семь лет, — сразу расставляет приоритеты Ольга Соловьева, генеральный директор ООО «Завод комплексные дорожные машины». - Любая стратегия подразумевает расширение производства, технологическое обновление и, соответственно, обновление самой продуктовой линейки, поэтому все наши системные и кадровые изменения связаны с реализацией этой стратегии». С какими же показателями завершило минувший год предприятие из Смоленска и каковы его планы на 2024-й?

Обьем выпуска спецмашин достиг в 2023 году 940 ед., что на 28% выше, чем показатель 2022-го (733 ед.). В структуре продаж 85% составляют комбинированные дорожные машины, остальное мусоровозы. При этом доля мусоровозов в производстве с каждым годом растет, и если по итогам 2022-го она составляла 5%, то в 2023-м — уже 15%. Напомним, что смоляне начали заниматься выпуском мусоровозов всего пять лет назад, так что прогресс налицо.
Несколько слов о структуре базовых автомобилей. Самыми популярными КДМками КАМАЗы - 42% (по моделям 65115 и 6520). Однако по известным причинам, а равно и из-за растущей конкуренции со стороны «китайцев» доля шасси из Набережных Челнов в производственной программе завода существенно снизилась. Скажем, ещё в 2022-м она достигала 81%. Зато нарастил свою долю Минский автозавод. За год она увеличилась с 10% до 22%.

Стремительный рывок в прошлом году сделали производители шасси из Поднебесной, увеличив свою долю с 8% до 33%! «Мы работаем с шасси практически всех основных китайских компаний, которые присутствуют на российском рынке: Howo, Shacman, Sitrak, FAW, јАС, — рассказывает Олег Сосин, технический директор ООО «Завод комплексные дорожные машины». — Наибольшей популярностью пока пользуются шасси Shacman. Хорошие перспективы у FAW, учитывая их грамотный подход к гарантийному и постгарантийному обслуживанию, поставкам запчастей и широкой сети СТО».

Среди базовых автомобилей для смоленских мусоровозов пальма первенства по популярности также принадлежит КАМАЗу — 56% в общем объёме продаж. Причем это касается машин традиционной продуктовой линейки завода из Набережных Челнов, к которым надо приплюсовать ещё 18%. Это доля одной из новинок 2023 года — шасси КАМАЗ Компас. Речь в данном случае о Компас 12. На втором месте МАЗ с 20%, замыкают тройку китайские бренды (преимущесменно јАС и Shacman) — 6%.

Прошедший год отмечен и довольно интенсивным расширением продуктовой линейки. Предприятие отчиталось сразу о девяти новинках — четырех КДМ и пяти мусоровозах. Некоторые из них представлены на наших снимках. Помимо получения ОПС на все самые популярные китайские модели завод начал сотрудничество с Горьковским автозаводом, открыв для себя производство малогабаритных КДМ на базе ГАЗон ГЧЕХТ, которые уже пользуются спросом у городских дорожных хозяйств. Завод намерен и дальше углублять сотрудничество с российскими производителями базовых автомобилей. В марте этого года планируется презентация и новинки КДМ на базе Sany. По направлению мусоровозов также ведутся разработки новых моделей, о которых мы расскажем позже. В рамках реализации долгосрочной стратегии, озвученной выше Ольгой Соловьевой, производственные мощности предприятия увеличены с 1000 до 1200 ед. техники в годовом исчислении. И все они загружены - завод работает в три смены. Стало быть, говоря о планах выпуска на 2024-й, надо ориентироваться на последний показатель. Добиться расширения мощностей удалось благодаря оптимизации производственных процессов, закупке нового станочного оборудования, открытию нового цеха производства мусоровозов. К слову процесс модернизации производства осуществляется на постоянной основе, а объём ежегодных инвестиций в технологическое перевооружение достигает 150 млн руб.

Справедливости ради надобно заметить, что ООО «Завод КДМ» в части станочного парка находится в несколько привилегированном положении по сравнению с многими другими машиностроительными предприятиями страны. Совершим небольшой экскурс в историю. В 2006 году персонал предприятия, насчитывавший на тот момент 800 сотрудников, выпускал всего 200 ед. техники (сегодня, на 01.01.2024, численность персонала 370 человек и 940 ед. выпущенной техники - почувствуйте разницу) на старом оборудовании. Вариантов развития событий было несколько, но остановились на техническом перевооружении и повышении его автоматизации. Таким образом, сегодня, когда поставки оборудования из «недружественных» стран фактически закрыты, Смоленский завод КДМ обладает практически полностью новым станочным парком. Разумеется, это не повод почивать на лаврах, и смоляне не скрывают, что поглядывают в сторону Китая на предмет покупки дополнительных сварочных роботов и лазерных раскройных комплексов.

Среди современных трендов на рынке коммунальной и дорожной техники один из основных — это импортозамещение. Работа в этом направлении ведется и в Смоленске. Так, локализация в сегменте КДМ составила по итогам 2023-го 900/0. Металл 09Г2С, краски, системы управления (электроника) используются уже отечественные. В их числе и композитные материалы — баки для реагентов, крылья отвалов и т.д. 10% импортных компонентов (белорусские, китайские или европейские) приходится на элементы гидравлической системы. По мусоровозам премиум-сегмента доля локализованных комплектующих составляет 75%. Смоляне по-прежнему вынуждены использовать металл Нагdox 450 с раскроем листа 2х6 м и итальянские гидроцилиндры. В свою очередь, мусоровозы серии «Стандарт» локализованы на 90%. Из импортных деталей можно отметить белорусские гидроцилиндры и гидрораспределители, которые поставляет партнерское российско-китаиское производство. Стратегия предприятия предусматривает и расширение географии поставок своей продукции. В частности, смоленские комбинированные дорожные машины представлены сегодня в 77 регионах страны, а также в Казахстане. Весьма неплохо успела зарекомендовать себя и мусоровозная техника с клеймом КДМ, даром что первому мусоровозу всего пять лет от роду. Она представлена в 24 регионах России, а также в Армении. Однако это далеко не предел мечтаний. По словам Ольги Соловьевой, они стремятся к присутствию во всех российских регионах, как минимум в 85. Судя по тому, как развивается предприятие, эта цель представляется вполне достижимой.





Журнал «Коммерческий транспорт и технологии», март-апрель
20 апреля 2024
Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Понятно