На современном этапе развития рынка дорожной техники, основанном на требованиях дорожных организаций к уборке и содержанию автомобильных дорог и городских улиц, наше предприятие уделяет большое внимание модернизации производства, обновлению станочного парка, отвечающего современным требованиям международной системы качества.
Выполнение всех технологических операций по содержанию автомобильных дорог в зимнее и летнее время возможно на комбинированных дорожных машинах (по сути – многофункциональных дорожных комплексах) производства ОАО «Завод Комплексные Дорожные машины им. М. И. Калинина». Модельный ряд изготавливаемых дорожных машин насчитывает 54 единицы комбинированных дорожных машинах на базе КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ, «Урал», Tatra, Volvo, Mercedes, Iveco, Howo, Camc различных грузоподъемностей. В настоящий момент возможно оснащение дорожных машин 18 видами высокопроизводственного навесного оборудования собственного изготовления.
Наличие высококвалифицированного конструкторско-технологического персонала позволяет не только модернизировать серийный образцы спецтехники, но и разрабатывать новые виды сменного навесного оборудования, что дает возможность многие годы оставаться лидером по выпуску дорожной техники.
Арсенал навесного оборудования для механизированной уборки автодорог представлен:
• полным спектром плужного оборудования: скоростные отвалы, поворотные отвалы (проведена полная модернизация, и в апреле на выставке «Доркомэкспо-2011» был представлен новый образец), боковые отвалы, средние (грейдерные) ножи и комбинированные отвалы. На комбинированном отвале смена резинового лемеха на металлический производится гидравлическим путем из кабины водителя;
• щеточным оборудованием: передние подметальные щетки, средние подметальные щетки, задние щетки, щетки для мойки элементов обстановки дорог.
В зависимости от типа противогололедного реагента, распределяемого по поверхности автодорог, предприятие выпускает соответствующее навесное оборудование:
• пескоразбрасывающее оборудование с объемом бункера от 3,25 до 10 м для распределения пескосоляной смеси;
• солераспределяющее оборудование с системой увлажнения соли и автоматической регулировкой параметров распределения;
• рассолораспределяющее оборудование для розлива жидкого противогололедного реагента с дальнейшей возможностью использования в качестве поливомоечного оборудования;
• поливомоечное оборудование с объемами от 6,0 до 13,5 м.
Наше ноу-хау
Хотелось бы более подробно остановиться на навесном оборудовании для распределения противогололедных реагентов. Обостренная конкурентная борьба среди изготовителей дорожной спецтехники для содержания автодорог в данном типе навесного оборудования определила формирование достойного предложения для потребителей. Для использования дорожными организациями в качестве противогололедного материала чистой соли (NaCI или CaCI) контрукторские службы завода разработали и успешно внедрили оборудование для распределения увлажненной соли с системой автоматического регулирования параметров солераспределения независимо от скорости движения автомобиля и одновременным увлажнением соли рассолом. В настоящее время используется несколько видов кузовов солераспределителей и систем автоматического регулирования, позволяющих работать одним или несколькими противогололедными материалами одновременно без дополнительной настройки (пескосоляной смесью и чистой солью). Плотность посыпки увлажненной соли начинается от 5 гр/м. Приобретение данного типа навесного оборудования позволяет сэкономить потребителям продукции денежные средства примерно вдвое, благодаря универсальной схеме построения такого навесного оборудования.
Применение пластиковых емкостей позволило сочетать поливомоечное оборудование и оборудование для распределения жидкого реагента с системой автоматического регулирования параметров розлива, независимых от скорости движения автомобиля.
Предприятием на высоком техническом уровне решены вопросы крепления навесного оборудования. Актуальным и наиболее востребованным в последнее время является предложение дорожной спецтехники на базе автосамосвалов. Кузова соле- и пескоразбрасывателей устанавливаются в кузов самосвала и подготавливаются к работе в течение 10-15 минут только водителем-оператором КДМ без применения грузоподъемных механизмов. Кстати, такая же быстросъемность применена и к остальному оборудованию на базе самосвалов, а на переднее оборудование и у всех машин.
***
В связи с ограниченностью финансирования дорожной отрасли на обновление парка дорожных машин Смоленский завод КДМ многие годы производит переоборудование ранее эксплуатировавшихся автомобилей в комбинированные дорожные машины с оформлением полного пакета документации, необходимой для постановки на учет в органах ГИБДД. Доля переоборудованных автомобилей в комбинированные дорожные машины в 2010 году составила 25% от годового объема производства.
***
На российском рынке широко представлена импортная техника, которая в два-три раза дороже отечественных аналогов. Несмотря на высокую стоимость КДМ на базе импортных шасси (дорожных машин с импортным навесным оборудованием), спрос на такие образцы только увеличивается. В данном сегменте дорожных машин позиция ОАО «Завод КДМ» представлена адаптированным на автомобили КамАЗ, МАЗ, Volvo, Mercedes, Iveco оборудованием Giletta (Италия), SaltDogg (США) для обслуживания автодорог. Используемые зарубежные образцы навесного оборудования отличаются возможностью применения практически на любом типе базового автомобиля, т. к. оснащены автономными приводами рабочих элементов, что увеличивает ресурс эксплуатации базового автомобиля. Для подключения к базовому шасси не требуется специальных доработок автомобиля, что в будущем позволяет использовать такие навески на практически любом типе автомобилей, имеющихся в парке дорожных организаций. Дорожные машины с оборудованием производства Giletta используются для распределения увлажненной соли и пескосоляной смеси. Отличительными особенностями таких машин по сравнению с аналогичными зарубежными являются меньшая прихотливость к качеству противогололедного реагента, т. к. они оснащаются мельчителями протигололедного материала перед подачей на разбрасывающие механизмы, а также минимизация времени перехода с одного типа реагента (пескосоль) на другой (чистая соль). Размельченный реагент попадает на распределяющую группу установки и, обладая высокой степени сыпучести, равномерно распределяется по обрабатываемой поверхности. Оснащение такого оборудования всевозможными элементами сигнализации и отказа или неправильной эксплуатации позволяет минимизировать случаи простоя и дорогостоящего необоснованного ремонта навесок. Расширенные функциональные возможности таких машин способны удовлетворить потребности самого изысканного и требовательного покупателя.
Убираем город.
Не оставлен без внимания предприятия и сектор муниципальных автодорог. Для обслуживания городских улиц предприятие выпускает в составе модельного ряда комбинированные дорожные машины на маневренных двухосных автомобилях. Производство таких машин для предприятий, обслуживающих города и работающих в плотном транспортном потоке, является оптимальным решением проблем обслуживания городских улиц. Оснащение таких машин всевозможным оборудованием позволяет эксплуатировать их круглый год и исключить простой в межсезонье. Помимо оборудования для борьбы со скользкостью, на машины устанавливается подметально-вакуумное оборудование Bucher Schorling Cityfant 60 (Швейцария) для беспылевой уборки городских улиц.
Обладая широкой гаммой навесного оборудования и базовых модификаций шасси, дорожная техника производства ОАО «Завод КДМ» является постоянным участником открытых конкурсов и аукционов. За 2010 год по государственном контрактам для государственных и муниципальных нужд предприятием изготовлено 396 единиц спецтехники.
Высокий процент износа комбинированных дорожных машин в парках дорожных предприятий, а следовательно, ежегодно растущая потребность в спецтехнике по содержанию автодорог является основным фактором увеличения объема производства. В период с 2004 года по 2010 включительно предприятие ежегодно наращивает объем выпуска дорожных машин. Всего за представленный период изготовлено 4450 единиц спецтехники для дорожных предприятий России. Расчетная производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 единиц спецтехники в год при односменном режиме работы.
География поставок дорожных машин представлена всеми субъектами Российской федерации: от Мурманска до Махачкалы, от Калининграда до Южно-Сахалинска.
Несмотря на наращивание объемов производства, существуют серьезные проблемы, выраженные в ограниченности предложений российских производителей комплектующих изделий дорожных машин. Серьезная проблематика просматривается среди производителей силовых агрегатов: гидромоторов и гидронасосов. Продукция отечественных производителей комплектующих в настоящее время не способна выдержать конкуренцию по таким параметрам, как надежность работы и обеспечение номинальных режимов работы навесного оборудования. Для решения таких проблем приходится использовать зарубежную комплектацию, что, в свою очередь, приводит к зависимости от сроков поставок из-за рубежа.
Фактическим подтверждением выбранного курса производственной политики предприятия является девиз «Дорожные машины на все случаи жизни».